Приветствую друзья! Я решил написать данную статью после просмотра форумов и чтения комментариев на ютуб, по теме работы зарядного генератора автомобиля. Меня поразило то, что больше всех спорят «кадры», которые, похоже, очень условно понимают работу генератора. В этой статье я опишу вам общий принцип работы зарядного генератора современного автомобиля. Я не буду затрагивать старинные генераторы постоянного тока или экспериментальные системы, сосредоточимся на распространенных современных генераторах.
В качестве короткого предисловия поясню, что зарядный генератор автомобиля является одним из основновных узлов, поэтому игнорирование его неисправности приведет к более серьезной поломке электронных систем или к полной невозможности эксплуатации вашего транспортного средства.
Зарядный генератор можно условно разделить на:
Корпус (чаще всего выполнен из аллюминиевого сплава)
Статор (неподвижная обмотка генератора с отводами на 3 или 4 фазы)
Ротор (вращающаяся обмотка возбуждения с контактными кольцами, крыльчаткой для охлаждения генератора и системой магнитных зазоров для формирования вращающегося магнитного поля)
Выпрямительный диодный мост (диодная сборка на 3 или 4 фазы, конструктивно выполняется на теплопроводящем основании)
Регулятор (регулятор напряжения генератора может конструктивно выполняться как внешним, так и встроенным в генератор, может быть совмещенным с щеточным узлом)
Щеточный узел (может конструктивно совмещаться с регулятором)
При включении зажигания автомобиля, напряжение подается на регулятор генератора и с него поступает через медно-графитовые щетки щеточного узла на контактные кольца и, соответственно на обмотку возбуждения статора. Протекающий по обмотке ротора ток формирует магнитное поле, прерываемое магнитными зазорами. После запуска двигателя, вращающийся ротор наводит в обмотке статора ЭДС (напряжение).
Отдельно хочу пояснить, на обмотку ротора поступает постоянное напряжение с аккумулятора автомобиля, а в обмотке статора наводится переменное напряжение, которое выпрямляется диодным мостом и поступает на клемму плюс аккумулятора. Минус генератора непосредственно связан через корпус с двигателем автомобиля и через провод массы двигателя с минусовой клеммой аккумулятора.
Когда напряжение на выходе генератора достигает порогового значения (условно берем 14,5 Вольт), регулятор прерывает подачу тока на обмотку ротора, напряжение на выходе генератора снижается, и регулятор вновь включает ротор в работу. Этот процесс повторяется непрерывно всё время, пока генератор работает. Обращаю внимание на частое заблуждение, регулятор не регулирует уровени напряжения на роторе или величину тока возбуждения! Регулятор работает в импульсном режиме, есть-нет, старт-стоп, как вам удобнее...
Таким образом, вне зависимости от потребляемого системами автомобиля тока (конечно в пределах мощности генератора), обеспечивается постоянство выходного напряжения для работы электрооборудования автомобиля и зарядки аккумулятора.
Конечно, конструкции зарядных генераторов отличаются от модели к модели, корпуса, роторы, расположение обмоток и контактных колец, схемы регуляторов, дополнительные выводы для сигнала тахометра, отключения зарядки по требованию ЭБУ автомобиля, но все они работают по одному принципу.